Что такое иммерсивное шоу и иммерсивный театр? История появления и современность
Иммерсивный театр и его основной продукт – иммерсивное шоу или иммерсивный спектакль – как вид театрального искусства появился сравнительно недавно – в начале 21-го века, хотя предпосылки к его появлению, а точнее формированию исходят к середине 20-го века. Но обо всё по порядку.
Что такое иммерсивное шоу?
Само слово «иммерсивный», как не трудно догадаться, происходит от английского immersive и immersion, что в переводе дословно означает «погружение», «вовлечение» - создающий эффект присутствия, погружения. Основной «фишкой» иммерсивного театра является вовлечение и погружение зрителей в процесс – проще говоря, зрители становятся не просто наблюдателями, а полноценными соучастниками процесса: могут взаимодействовать с актёрами, предметами, влиять на происходящее, на сюжет постановки и даже на финал.
Главный принцип иммерсивного театра - свобода зрителей и их присутствие внутри самого спектакля. В иммерсивных постановках нет разделения на зал и сцену. Вместо них — единое пространство, по которому гости могут перемещаться наравне с актерами. К тому же обычно такие постановки подразумевают наличие нескольких сюжетных линий. Нередко разные сюжетные линии в иммерсивных спектаклях разворачиваются в разных локациях, поэтому зрители сами могут выбрать, за какой из них следить. Зрителям вовсе не обязательно ходить только за главными героями. Совсем наоборот. Чаще всего создатели спектакля советуют избегать толпы, обращать внимание на второстепенных персонажей или просто интересные детали интерьера. В иммерсивном шоу все они — важная часть авторской задумки.
Особенности иммерсивного театра
Вовлечение зрителя в действие - не единственная особенность иммерсивного театра, иначе его можно было бы сравнить с квестом или шоу, в которых нет отсылок к художественным произведениям. В исследовании бельгийского искусствоведа Катрин Бойко выделяются следующие признаки:
- Отсутствие барьера между аудиторией и актерами
- Включение зрителей в повествование художественного произведения
- Отсутствие социальных структур, отделяющих реальные конструкции от воображаемых
- Полихроническое повествование (участник не играет главную роль, но в то же время у него есть право выбирать сценарий и локации)
Еще один способ добиться погружения — использовать слово «ты» при обращении к участнику. Это позволяет связать роль в спектакле с реальной социальной ролью участника, стирая границы реальности и исключая такие атрибуты, как возраст, пол и профессия. Зрители находятся в неизвестности и, возможно, в тревожном состоянии, что усиливает эмоциональное воздействие. «При удалении участника из зоны комфорта на его действия и реакции влияют как его инстинкты, так и подсказки, данные им актерами. Это используется для получения правдоподобных реакций со стороны участника, необходимых для продвижения сюжетной линии», — отмечал Джон Маккон.
Различная среда повышает вовлеченность зрителей в спектакль, давая им возможность выбирать сюжет. В некоторых иммерсивных пьесах интерьеры могут быть расположены на разных уровнях, где каждая комната может быть совершенно другой сценой спектакля. С помощью звуков и цветов можно воздействовать на зрителя.
По мнению теоретиков театра, четыре основных компонента заставляют аудиторию чувствовать себя частью представления: реальное пространство, чувство, движение и время. Реальное пространство — основная часть иммерсивного театра. Если действие пьесы происходит в замке, значит, зрители должны оказаться в настоящем замке. Аудиторию можно отправить в прошлое или же в будущее и прожить вместе с ней несколько десятилетий за два часа, тем самым меняя восприятие времени.
Сегодня в постановках активно используют VR- и AR-технологии, которые также называют иммерсивным театром. Однако единого мнения о том, можно ли считать их таковыми, нет. Исследователь Лиам Ярвис использует термин «иммерсивное воплощение». В этом случае реальности практически не существует — зритель полностью погружается в виртуальный мир.
Появление иммерсивного театра и первые иммерсивные шоу
Ещё в первых десятилетиях 20-го века русский режиссер Всеволод Мейерхольд в своих работах иногда рассаживал актеров среди зрителей и переносил действие пьесы в зал или даже в фойе. Также другой русский режиссёр Николай Охлопков стремился установить контакт с аудиторией посредством прямого взаимодействия с ней, актеры его постановок нередко прикасались к зрителям. В 1969 году итальянский режиссер Лука Ронкони создал в церкви постановку «Неистовый Роланд». По углам находились движущиеся площадки, поэтому посетители могли ходить между ними и выбирать разные варианты развития событий в представлении. В мюзикле «Тайна Эдвина Друда» 1985 года аудитория голосовала за того, кто убил главного героя, и от этого выбора зависел финал. Если хорошо покопаться в театральной истории начала 20-го и даже 19-го века, наверняка можно найти и другие иммерсивные работы или предпосылки к ним.
Однако оформился иммерсивный театр только в начале 21-го века в США. Первый такой спектакль представили в 2000 году участники театральной команды Punchdrunk из Великобритании. В основе сюжета лежала пьеса «Войцек» немецкого драматурга Георга Бюхнера. Спустя девять лет о Punchdrunk узнал весь мир: они показали иммерсивное представление «Sleep no more» («Больше не спать») по мотивам шекспировской пьесы «Макбет». Его зрители ходили в масках по заброшенному складу Нью-Йорка, оформленному в стилистике фильмов американского режиссера Альфреда Хичкока. Идея шоу была вдохновлена нуарными фильмами и имела отсылки к судебным процессам над ведьмами Пейсли 1697 года. Премьера шоу состоялась в 2003 году в Лондоне, затем шоу переехало в Нью-Йорк, где идет до сих пор.
Действие разворачивается в пятиэтажном здании бывшего склада. Его постановщики превратили в «заброшенный» отель, где каждая комната (а их около 90) стала отдельной зоной. Здесь есть всё — начиная от бальных залов, заканчивая кладбищем. По словам зрителей, увлекательно даже просто исследовать антураж дома. Бродя по комнатам, можно, например, найти тайники, которые открываются только в определенное время.
Правда, легко привыкнуть к такой самостоятельности могут далеко не все зрители. Оказавшись в незнакомой обстановке, многие предпочитают держаться группами. Часто главных героев преследует целая толпа, через которую невозможно не только что-то разглядеть, но даже пройти.
В начале постановки гости входят в отель через большие двустворчатые двери без опознавательных знаков и проходят по темному коридору, где проверяют свои пальто и сумки. Называя свое имя на стойке регистрации, они получают игральную карту в качестве билета, и их проводят наверх в лабиринт. Выходя из него, они оказываются в ярком, декорированном и полностью функционирующем джаз-баре отеля 1930-х годов Manderley. Спустя время назначаются номера, соответствующие карточкам гостя. Они получают свои маски и отправляются в грузовой лифт, где начинается их путешествие по пяти этажам и 90 комнатам.
Иммерсивный театр в России
В России первые спектакли такого рода стали появляться в 2004–2006 годах. Сначала их называли «бродилками» или спектаклями-променадами. Главное, что сближало их со «Sleep No More», — отказ от кресел. Формально же это могли быть тематические экскурсии или театральные постановки, в которых не подразумевалась свобода перемещения — зрителям можно было лишь идти за актером или проводником.
В России первым иммерсивным спектаклем стала постановка «Норманск» 2014 года в Центре им. Мейерхольда. За основу сюжета режиссер Юрий Квятковский взял постапокалиптический роман «Гадкие лебеди» братьев Стругацких. Этот спектакль также можно назвать нуар-шоу, в котором соединились мюзикл, квест и даже компьютерная игра.
Еще одним популярным российским иммерсивным проектом стала постановка режиссера Максима Диденко «Черный русский» по мотивам романа «Дубровский» Александра Пушкина. В ней участвовали артисты Мастерской Брусникина и «Гоголь-центра». Каждому зрителю при входе выдавали маски, а также разрешали выпить алкоголь и потанцевать.
Современность
В наши дни что только не называют сладким и привлекательным с маркетинговой точки зрения словом "иммерсивный". Но по сути, в 90% случае иммерсивными называют квесты или действия, которые с настоящими иммерсивными шоу не имеют абсолютно ничего общего. В Санкт-Петербурге настоящие иммерсивные постановки создаёт продюсерский центр Immersivity, который объединяет в себе профессионалов театральной и Event сферы Санкт-Петербурга, прогрессивных творческих и технических специалистов, деятелей рынка качественного авторского энтертейнмента. В команду ПЦ входят ведущие актёры и театральные специалисты, лауреаты различных премий, в частности, известные по работам в театрах «Балтийский дом», «Мьюзик-Холл», «ЛДМ», «Зазеркалье», «Театр музыкальной комедии» и «Петербургская оперетта». Immersivity создаёт собственные театральные, иммерсивные и интерактивные шоу-программы, которые ставятся на лучших площадках города и пользуются большим спросом на корпоративных и частных мероприятиях как в Петербурге и Москве, так и по всей России и ближнему зарубежью.
Узнать подробности о программах и заказать иммерсивное шоу на свадьбу можно по телефону +78129252520